Подготовка к ЦТ по всем предметам

Сколько студентов нужно Беларуси?

 

Дмитрий Борисович Сандаков

В начале февраля СМИ со ссылкой на Сергея Маскевича сообщили о том, что в 2012 году в ВУЗах будет сокращено 1700 бюджетных мест, среди которых 800 мест – на дневной форме обучения. Эта новость вызвала неоднозначную реакцию среди абитуриентов, студентов и преподавателей.

Давайте попробуем разобраться объективно: сокращение количества студентов – благо или зло для Беларуси. Для этого обратимся к цифрам.

В качестве эталона для сравнения возьмём Японию, как государство, обладающее колоссальным научно-промышленным потенциалом. Вот далеко не полный список предприятий Японии: Canon, Casio, Daihatsu, Fujitsu, JVC, Hitachi, Konica, Mitsubishi, Nintendo, Olympus, Panasonic, Pioneer, Sharp, Shimano, Sony, Toshiba, Yamaha.

Студенты Беларуси

В настоящее время население Японии составляет примерно 127 миллионов человек, при этом в ВУЗах Японии учится около 2,5 миллионов студентов. Таким образом, количество студентов составляет 1,9% от населения Японии. Поскольку кадрового голода в японских корпорациях явно не наблюдается (как и избытка на улицах Токио афро-американцев и иже с ними), можно предположить, что такого количества студентов вполне хватает для обновления кадрового потенциала сверхвысокотехнологичной промышленности Японии.

Население Беларуси в 2012 году составляло примерно 9,5 миллионов человек, при этом в ВУЗах обучалось около 440 тысяч студентов, что составляет 4,6% населения (в России – 5,2%). Это кажется невероятным, но в технологически отсталой Беларуси почти в 2,5 раза больше студентов, чем в Японии!

Если бы Беларусь обладала научным и технологическим потенциалом современной Японии, то нам было бы достаточно всего 185 тысяч студентов (1,9% от 9 500 000).

Однако научные и промышленные потенциалы Беларуси и Японии явно не равны. Давайте попробуем оценить, во сколько раз промышленный потенциал Беларуси меньше такового Японии. Для этого сравним данные ВВП двух стран. В 2011 году ВВП Беларуси составил 32,3 миллиарда долларов США, Японии – 5855 миллиардов. Таким образом, по грубым подсчетам, промышленный потенциал Беларуси в 180 раз меньше такового Японии. Соответственно, кадровые нужды промышленности также должны быть в 180 раз меньше. Это означает, что в Беларуси было бы достаточно иметь всего 1000 студентов.

Я вполне осознаю всю грубость и даже утрированность проведённых расчётов, особенно в части введения коэффициента, учитывающего разницу ВВП двух стран. Конечно, здесь не учтена ни доля экономически активного населения, ни разная структура экономик, ни демографические показатели.

И, тем не менее, на мой взгляд, эти цифры заставляют кое о чем серьезно задуматься.

Февраль 2013, г. Минск

© Сандаков Д.Б., 2013.

ЭКОЛМИЛ

Последние новости